Виртуальный педсовет
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

+16
Людмила
Зайцева Вера Викторовна
Евгений Вяземский
Вера Ивановна Байсан
Кристина Архипенко
Анна Койгерова
lorkin-lev@mail.ru
Тимофеев Анатолий
Баранова Марина Павловна
Нелли Литвинюк
Марина Тэмина
Ольга Стрелова
Тюкавкина Лариса Юрьевна
TatyanaNikolaevna
Admin
Галина Паневина
Участников: 20
Перейти вниз
avatar
Евгений Вяземский
Сообщения : 1
Дата регистрации : 2018-08-08

Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент? - Страница 2 Empty Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

Чт Авг 09, 2018 12:20 am
Уважаемые коллеги. Просмотр текстов участников обсуждения показывает  высокий профессиональный педагогический уровень обсуждения ключевых проблем и конкретных тем дискуссии. Это радует меня как эксперта, который в определенной степени стоял у истоков этой научной дискуссии примерно  пятнадцать лет назад при обсуждении проблемы разработки и реализации РК (НРК) ГОС. Результаты и наши подходы  к исследованию этой проблемы отражены в монографическом теоретико-методическом пособии для педагогов, вышедшем из печати в издательстве "Просвещение" в 2008 г.(Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Нацинально-региональный компонент исторического образования) и в практико ориентированной монографии 2012 г. (Евгений Вяземский , Ольга Стрелова .Национально-региональный компонент исторического образования в России. Опыт, проблемы проектирования и реализации, стратегии развития в начале  ХХ1 века. Германия, Саарбрюкен, 2012.) .
По существу дискуссии выскажу два тезиса. Первый. Отрадно, что однокомпонентная модель содержания образования, введенная фактом утверждения ФГОС вместо  многокомпонентной модели в первом стандарте , начинает совершенствоваваться  с учетом запросов субъектов образования. А запросы однозначно требуют учета региональной специфики. Напомню, что в первом стандарте общего образования выделялись следующие компоненты содержания образования - ФК ГОС,  РК ГОС  и школьный комопнент. И в этом факте был потенциал содержания и структуры общего образования.
Второй тезис. Краеведение = это лишь возможный способ реализации регионального и местного компонентов содержания образования. Эти понятия взаимодополняемы.
Желаю педагогам Хабаровского края успешных поиков своей педагической стратегии деятельности. С уважением, Е.Е. Вяземский, д п.н., профессор, Московский педагогический государственный университет .
avatar
Зайцева Вера Викторовна
Сообщения : 1
Дата регистрации : 2018-08-10

Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент? - Страница 2 Empty Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

Пт Авг 10, 2018 4:53 pm
Я считаю, что современной школе нужнее региональный компонент. Краеведение по сути является региональным компонентом содержания образования, предназначенного для изучения в общеобразовательных учреждениях культурных, исторических и географических особенностей отдельного региона.
avatar
Людмила
Сообщения : 1
Дата регистрации : 2018-08-12

Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент? - Страница 2 Empty Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

Вс Авг 12, 2018 9:30 pm
Добрый вечер, коллеги. Ольга Юрьевна, на мой взгляд, региональный компонент- это то  поле познания, которое выстраивается не на одном предмете (истории, географии, литературы...), а на интегративности, комплексности, целостности.
Ольга Стрелова
Ольга Стрелова
Сообщения : 7
Дата регистрации : 2018-08-01

Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент? - Страница 2 Empty Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

Пн Авг 13, 2018 10:50 pm
Добрый день, уважаемые коллеги! Конечно, с вашими идеями нельзя не согласиться, поскольку они актуальны и соответствуют главным трендам развития образования в современном мире.
Итак, если мы достигли понимания особенностей регионализации образования и его корреляции с краеведением, то, на мой взгляд, важно провести ревизию учебно-методичсеких пособий, выпущенных в последние десять-пятнадцать лет в нашем крае... Ваши предложения: что берем? обновляем? а что оставляем в прошлом?
avatar
Людмила Александровна
Сообщения : 1
Дата регистрации : 2018-08-07

Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент? - Страница 2 Empty Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

Пн Авг 13, 2018 11:29 pm
Региональный компонент это важная составляющая содержания современного школьного образования, краеведение – часть регионального компонента. Одной из основных его задач является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории. В преподавании математики реализация этой задачи возможна путем включения в базовый курс предмета решения практических задач с использованием эколого -географической ситуации, историко-культурной и социально-экономической, демографической составляющих края, а также проведение исследовательской деятельности учащихся с применением краеведческого материала при изучении отдельных вопросов курса математики.
avatar
Ирина Кальницкая
Сообщения : 1
Дата регистрации : 2018-08-14

Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент? - Страница 2 Empty Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

Вт Авг 14, 2018 2:32 pm
Добрый день, тема непростая, но нужная.
Краеведение ― это сегмент общего процесса регионализации и образования, и культуры, и любой общественной сферы деятельности. Определены основные направления и формы регионализации, но наверняка можно разработать свои – самобытные, отражающие особенности нашего региона: от самоидентификации (в любой модальности) до мира в реалии «дальневосточный гектар».
Александра Кореко
Александра Кореко
Сообщения : 2
Дата регистрации : 2018-08-18

Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент? - Страница 2 Empty Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

Сб Авг 18, 2018 7:58 pm
Регионализация образования, прежде всего, работает на перспективу, делает акцент на ценности и значимость современного регионального пространства и его историко-культурного наследия. Перед выпускниками школ неизбежно встанет выбор остаться в своем крае или уехать осваивать далекие миры, зная корни и видя перспективы развития, оставшихся, безусловно, будет больше.
В предметной области «Искусство» необходимо погружение обучающихся как в народную культуру коренных народов Дальнего Востока и современное пластическое искусство региона, так и в культуру стран-соседей АТР. С Аленой Николаевной Белаш проектируем введения регионального содержания в предмет: через растворение в программе курса предмета изобразительное искусство и МХК (I вариант) и модуль программы "Я живу на Дальнем Востоке" (II вариант). Модуль охватит все классы с 1 по 8-9 (изобразительное искусство), 10-11 (МХК), сохраняет преемственность между образовательными уровнями.
avatar
Алена Николаевна Белаш
Сообщения : 1
Дата регистрации : 2018-08-18

Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент? - Страница 2 Empty Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

Вс Авг 19, 2018 8:29 pm
Несомненно, регионализация образования- очень важное направление. Воспитание у обучающихся интереса и уважения к культурному наследию своей страны, своей малой родины – одно из приоритетных направлений современного образования
     Разрабатываемый, совместно с Александрой Викторовной Кореко, модуль программы «Я живу на Дальнем Востоке» в рамках образовательной программы предметной области «Искусство» (ИЗО, МХК) отражает региональное содержание через изучение творчества дальневосточных художников, образа природы в живописи и народном творчестве малочисленных коренных народов ДВ,  иллюстраций к легендам и сказкам  в произведениях художников-дальневосточников, особенностей  орнамента коренных малочисленных народов Дальнего Востока, национального костюма, народных традиций,  обычаев, традиционных промыслов, предметов быта коренных малочисленных народов Дальнего Востока, архитектуру Дальнего Востока (история и современность), а также в старших классах через погружение в культуру Китая, Японии, Кореи и философию мышления дальневосточника через искусство, культуру.
Ольга Стрелова
Ольга Стрелова
Сообщения : 7
Дата регистрации : 2018-08-01

Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент? - Страница 2 Empty Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

Пн Авг 20, 2018 4:07 pm
Уважаемые коллеги!
Наше общение на виртуальной площадке августовского педагогического совета продемонстрировало пониание педагогами Хабаровского края значимости регионального компонента общего образования, его специфических задач и потенциала в реализации требований ФГОС ОО к комплексным результатам общего образования.
Важно, что вместе с осмысленным принятием понятия "региональный компонент" к педагогам края приходит и понимание специфики его разработки и реализации его в современном образовательном процессе и в связи с ценностями-целями опережающего образования.
Дискуссия о приоритетах краеведения или регионального компонента, фактически, не состоялась и, скорее всего, потому что все наши участники так или иначе заявили о том, что пришло время обновлять педагогические стратегии (а с ними формы, средства и технологии обучения), а не жить багажом прошлого столетия. Это не значит, что "краеведение" должно отправиться на покой, требуется критически-творческое осмысление богатого опыта краеведов России - СССР - РФ и его адаптация - развитие в новых социокультурных условиях мира, страны и ДФО.
Еще один важный, с моей точки зрения, результат нашей виртуальной дискуссии: в школах Хабаровского края и в "региональном затишье" творческие учителя и воспитатели продолжали работать над региональным компонентом общего образования.
Причем практическая регионализация шла не только по линии содержания учебных предметов, но и организации познавательной деятельности школьников разных возрастов, в разных формах учебной и внеклассной работы, дополнительного образования. Это особенно значимо в контексте актуального для ФГОС ОО системно-деятельностного подхода к образованию.
На виртуальной площадке "побывали" преподаватели разных учебных предметов, и не только традиционно с краеведением "обрученных". Одним из итогов нашей дискуссии можно считать запрос педагогов Хабаровского края на теоретико-практическую педагогическую поддержку регионализации содержания и процесса изучения разных учебных предметов. В этом плане специальная программа повышения квалификации учителей разных учебных предметов, методистов и воспитателей всех ступеней общего образования может стать стартом целенаправленного и систематического взаимодействия науки и практики. Программа "Разработка и реализация регионального компонента общего образования" подготовлена специалистами ХК ИРО, ждем ваших заявок на 2019 год!
В выступлениях на виртуальном педсовете многие участники рассказали о своих программах, учебных пособиях и методических разработках по самым разным аспектам регионализации общего образования в Хабаровском крае и ДФО. Этот опыт нужно собрать, систематизировать, представить региональному педагогическому сообществу. Лучшей площадкой для такой деятельности будет Портал, который планируется создать на основе Концепции развития региональной информационно-образовательной среды Хабаровского края.
В ближайшее время, пока Портала еще нет, необходим сайт-агрегатор, скорее всего, на базе ХК ИРО и подготовленные к работе с ним сотрудники.
Благодарю всех коллег, проявивших интерес к "судьбе" регионального компонента и заинтересованность в повышении качества образования в нашем крае!


Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения