Поделиться
Перейти вниз
avatar
Сообщения : 8
Дата регистрации : 2018-07-30
Возраст : 57
Откуда : Хабаровск
Посмотреть профильhttp://kreativ-didaktika.ru

Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Пн Июл 30, 2018 11:57 am
Начать нашу дискуссию мы предлагаем  словами знаменитого поэта Расула Гамзатова

            "Кто край свой не чтит с постоянством сыновьим,
               Тому не понять и далёкие земли.
                Кто отчему дому не внемлет с любовью,
                Тот глух и к соседям, тот братству не внемлет.

                          Наш дом невелик и ничем не украшен,
                          Лишь окна сияют - источники света.
                          Отсюда я видел всю родину нашу,
                          Отсюда я видел всю нашу планету"


      Почему именно сегодня становятся актуальными вопросы обновления подходов к регионализации  образования?
          Вы видите разницу между краеведением и региональным компонентом общего образования?
          В чем, по вашему мнению, общее и различия в двух педагогических подходах?    

           Что теперь  делать с опытом изучения регионального компонента, накопленным за последние годы?
Ждем Ваших размышлений коллеги...
Admin
Сообщения : 2
Дата регистрации : 2018-07-16
Посмотреть профильhttp://virtual-teacher-s-bo.forum2x2.ru

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Пн Июл 30, 2018 1:55 pm
Тезаурус ключевых понятий Концепции развития региональной информационно-образовательной среды размещен по ссылке -  https://drive.google.com/file/d/1t0pv5rUIPTTXxKbe6_diiOBdOXlrMyBL/view?usp=sharing
avatar
Сообщения : 8
Дата регистрации : 2018-08-04
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Сб Авг 04, 2018 10:16 pm
Сегодня особенно актуальна тема регионального компонента, ведь мы живем рядом с уникальным народом на Дальнем Востоке, у которого многовековые традиции, искусство. С каждым годом все меньше носителей языка коренных народностей, носителей рукоделия и мастеров.Утрачивается и тает с годами то наследие, которое оставили нам предки.Воспитанники наши должны ощутить сопричастность с этой культурой и наследием, испытывать гордость, что живут в таком крае, где есть то чего нет нигде больше ни в России, ни в мире. А они могут к этому прикоснуться в прямом и переносном смысле.
На мой взгляд больше нужен региональный компонент.Ведь культура коренных народностей, уникальное искусство ближе, а о ней глубоко не знают сами педагоги и дети тем более. Педагогу важно найти те формы работы, которые помогут увлечься самому и увлечь детей. Это важно очень! Интересные мероприятия, поиск дополнительных сведений, сравнение с культурой , искусством, традициями русского народа помогут найти сходство, различие и определить УНИКАЛЬНОСТЬ и САМОБЫТНОСТЬ культуры того народа, который находится здесь, рядом, в шаговой доступности. Пусть ребята проникнутся этой информацией, а потом уже в дальнейшем (в сравнении ) дополнительно можно дать представление о культуре Японии, Китая и др.соседей. Но в начале то, что ближе к нам на расстоянии вытянутой руки.
avatar
Сообщения : 8
Дата регистрации : 2018-08-04
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Вс Авг 05, 2018 2:02 pm
Опыт изучения регионального компонента, накопленный за многие годы, необходимо систематизировать, формируя программу. Причем выстроить преемственность по данной теме ,начиная с детского сада и до начальной школы , а потом и далее. Пока есть педагоги - новаторы, работающее над этой темой, пока есть мастера, носители культурного наследия. Иначе будет утеряно важное "зерно".Время скоротечно и планам жизненным свойственно меняться.Следует руководствоваться поговоркой ^Куй железо, пока горячо"
Сообщения : 4
Дата регистрации : 2018-08-06
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Пн Авг 06, 2018 3:56 pm
В последние пять лет мы отошли от изучения вопросов РК в обязательном порядке. Региональный компонент и краеведение для школьника-это начало формирования гордости,любви, уважения к месту,где родился и растешь. Это возможность открыть то уникальное и интересное, что создано природой, людьми малой Родины. Попытка закрепить молодое поколение за той территорией, на которой оно формировалось как личность, формировало свой кругозор и свое мировоззрение. Региональный компонент обязательно должен быть в рабочей программе учителя по каждому предмету. Хорошо, если есть возможность у образовательной организации модульно вводить краеведение по всем направлениям внеурочной деятельности.
Накопленный опыт изучения РК необходимо систематизировать и использовать в инновационных формах.
avatar
Сообщения : 8
Дата регистрации : 2018-07-30
Возраст : 57
Откуда : Хабаровск
Посмотреть профильhttp://kreativ-didaktika.ru

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Пн Авг 06, 2018 4:05 pm
Спасибо коллеги за поддержку  актуальности темы обсуждения! Мне хотелось уточнить у Вас:  На ваш взгляд практиков, что сегодня нужнее краеведение или региональный компонент? И в чем Вы видите разницу между двумя понятиями?
avatar
Сообщения : 5
Дата регистрации : 2018-08-03
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Пн Авг 06, 2018 4:44 pm
Сегодня особенно актуальным вопросом является поиск новых подходов к регионализации - ориентации образования на региональные условия и потребности.
Действительно, регион - маленькая, но своя планета, которую необходимо « прибирать», так как именно он является не чем-то абстрактно-глобальным (в котором очень просто затеряться), а вполне осязаемым, зависимым от того, чем и как обустраиваешь его ты, его житель, хозяин, так себе или рачительный. Регион как та маленькая, но своя планета, где только от твоих усилий или их отсутствия зависит, будет прорастать сорняком и свалками или процветать садами и другими дарами.
От региональной системы образования, в которую входит и каждая школа, зависит многое в задаче воспитания в личностях наших школьников самоидентификации и самоотождествления себя с регионом. Для того, чтобы выросли настоящие хозяева.
Почему необходим поиск новых форм? Думаю, потому что и само понятие образования и требования к его результатам и качеству за последние годы существенно изменились , именно это , на мой взгляд, диктует необходимость обновления подходов, методов, форм, условий, содержания. Сегодня необходимо воспитывать в личностях наших школьников не только региональную самоидентификацию ( здесь могут вырасти и местные " обломовы") , но и самоосознания своей РЕГИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ. Для этого необходим региональный компонент ( включающий и краеведение) во всех областях образования, чтобы вырастить компетентные поколения и в востребованных в крае отраслях научного производства и в уникальных культурах коренных народов Приамурья.
avatar
Сообщения : 5
Дата регистрации : 2018-08-03
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Пн Авг 06, 2018 5:11 pm
К вопросу о понятиях "краеведение" и "региональный компонент": на мой взгляд, региональный компонент образования шире понятия "краеведение", можно сказать что последнее является составной частью первого. Для того, чтобы понять всю целевую значимость регионального компонента образования, было бы неплохо обозначить поконкретнее требования к результатам этого компонента ( ФГОС определил общие требования, впрочем, затронул и " региональные,этнокультурные особенности"). Сначала должна быть четкая цель, тогда и подходы к попаданию в нее будут точнее.
avatar
Сообщения : 7
Дата регистрации : 2018-08-01
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Пн Авг 06, 2018 5:20 pm
Уважаемые коллеги, спасибо всем, вступившим в непростой разговор и на непростую тему...
Все начинается с понятий, в нашем случае - краеведение и региональный компонент!
В контексте нашего августовского педсовета это не синонимы! Возвращаясь спустя почти десять лет к региональному компоненту общего образования, важно, хотя бы со второй попытки, понять:
- в чем заключаются педагогически разные смыслы того и другого,
- как они между собой соотносятся в свете требований ФГОС ОО к личностным результатам общего образования,
- какие виды идентичности они формируют
- и как, в комплексе, это может содействовать формированию российской гражданской идентификации личности школьника.
Отсюда - какой положительный опыт краеведения можно использовать на современном этапе и в каких направлениях мы (педагоги) должны идти совершенно новыми путями.
Не стесняйтесь формулировать и задавать сложные вопросы, касающиеся прежде всего опорных понятий темы и ее теоретических аспектов.
На мой взгляд, в этом - смысл нашей дискуссионной площадки!
avatar
Сообщения : 8
Дата регистрации : 2018-08-04
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Пн Авг 06, 2018 5:49 pm
Краеведение на мой взгляд более «широкое» понятие, чем региональный компонент, поскольку оно предполагает ПОЛНОЕ изучение определенной части страны. Сведения предполагают информацию о более обширной территории изучения т.е. не только Дальний Восток(в нашем случае), но и прилегающая к нему территория (Япония, Китай, Корея)находятся в поле внимания.Комплексное изучение определенной территории ( географии, экологии, истории, археологии).Как мне кажется "региональный компонент"-более узкое понятие и является вкроплением в каждую из вышеуказанных наук, затрагивая только лишь малую территорию, внимание к которой нацелено в конкретном случае(Хабаровск, Чукотка, Охотский р-н и т.д.)Это МАЛЫЙ компонент БОЛЬШОЙ науки.
avatar
Сообщения : 7
Дата регистрации : 2018-08-01
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Пн Авг 06, 2018 7:39 pm
Уважаемая Татьяна Николаевна! А на каких источниках Вы сформировали выше изложенное представление о двух понятиях? В Концепции развития региональной информационно-образовательной среды Хабаровского края мы (разработчики Концепции), опираясь на данные разных наук, имеющих дело с регионами, представляем и обосновываем диаметрально противоположный подход. Краеведение - первоначальный, элементарный, пропедевтический уровень изучения окружающего ученика мира, совпадающий с микроуровнем региона. На мезо-, макро - и мегауровнях, охватывающих все более широкие территории, региональный компонент содержания образования действительно распространяется за границы "малой родины" и субъекта Федерации, "освобождается" от административных границ и при комплексном (межпредметном и метапредметном) подходе плавно и гармонично интегрируется во все более широкие гео- и социокультурные контексты.
Тогда к минимум сходит противопоставление истории и культуры регионов друг другу и "большой стране", доминирующей становится функция интеграции в общее культурно-образовательное пространство России, что актуально в реализации ФГОС ОО.
avatar
Сообщения : 5
Дата регистрации : 2018-08-03
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Вт Авг 07, 2018 12:27 pm
С вводом в действие стандартов второго поколения национально-региональный компонент ГОС ( а чаще это называлось национально-региональным компонентом учебного плана) изменил свою суть. И учебные планы изменились ( например, появилась внеурочная деятельность), а в связи с введением новых требований к результатам образования ООП стали включать в себя кроме учебных планов и другие разделы. Думаю, что сейчас некорректно называть региональным компонентом образования только %-ную часть образовательных областей, здесь и часть внеурочной и исследовательской деятельности, и других организационных форм воспитания, профориентации ( самоопределения) и социализации наших детей. Ведь кроме предметных и метапредметных результатов сегодня на первый план выдвинуты личностные. Результаты регионализации образования должны соответствовать всем требованиям, от первоначальных краеведческих знаний до грамотного самоопределения с учетом тенденций и перспектив региональных экономик.

avatar
Сообщения : 4
Дата регистрации : 2018-08-06
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Вт Авг 07, 2018 12:44 pm
Добрый день, уважаемые коллеги! Полностью согласна с мнением О.Ю. Стреловой.
Если обратиться к истории, то мы помним, что в конце 90-х годов в школы вводился национально-региональный компонент. Каждый учитель  собирал материал по предмету, соответствующий, по его мнению, данному компоненту. В основном это сводилось к изучению национальных традиций и культуры народов Хабаровского  края. В этом направлении был накоплен довольно богатый опыт.
В настоящее время мы говорим о региональном компоненте. Как уже было сказано, это понятие шире, чем краеведение и национально-региональный компонент. На мой взгляд, они  входят в содержание регионального компонента, как его неотъемлемые его части. Каждая из этих частей важна по своему, имеет свои специфические особенности, отличающиеся от других регионов РФ.
avatar
Сообщения : 7
Дата регистрации : 2018-08-01
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Вт Авг 07, 2018 4:07 pm
Доброе утро, дорогие коллеги-соотечественницы и землячки!
Пока, - надеюсь, пока, - проблемы регионализации общего образования оказались "женскими".
В связи с сообщением Марины Григорьевны, уточню, что в "нашей проблеме соотношения двух понятий" скрывавется еще один вопрос - вопрос об этнокультурном компоненте содержания образования.
По мнению педагогов (М.Н. Кузьмин, Е.Е. Вяземский и др.) этнокультурный компонент не подменяет региональный в т.н. "национальных школах", а представляет собой ту его часть, которая отвечает за этнокультурную идентификацию и самоидентификацию школьников в регионах с исторически сложившимися этнокультурными традициями. Как правило, это микрорегионы (села, малые районы и пр.). Уже на уровне субъекта РФ - республики - выделение в качестве главного одного какого-то этнокультурного компонента (а за ним - языка, этноса и пр.) ведет к опасным политическим и социальным последствиям. Средствами формирования (точнее, воспитания) этнокультурной идентичности школьников становятся родные языки и литература, история народа и культуры, историко-культурные практики и др.
В условиях полиэтничного российского общества воспитание этнокультурной идентичности школьников - одно из направлений в воспитании гражданской российской идентичности и, конечно, не должно ей противопоставляться.
Чем выше уровень региона, особенности которого включаются в содержание регионального компонента и деятельность по его изучению, тем бОльший ассортимент этнокультурных идентификаций и самоидентификаций личности мы в нем встречаем. В такой ситуации главная цель нашей педагогической деятельности - воспитание уважения к культурному (этнокультурному, в частности) многообразию нашего края, региона и страны в целом, уважение и интерес к соседям по планете, умение вести диалог...
Термин НРК (национально-региональный компонент) еще в начале XXI в. был признан неудачным, т.к. "национальное" - в современном политическом дискусре связывается не с народом (этносом), а с нацией и государством. В такой трактовке НРК ГОС спровоцировал центробежные явления в образовательном пространстве РФ в эпоху стандартов первого поколения.
avatar
Сообщения : 5
Дата регистрации : 2018-08-03
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Вт Авг 07, 2018 5:27 pm
Об  этнокультурном компоненте регионального образования:
В 90-е годы особенно активно в национальных поселениях края ( и не только)  начался процесс возрождения языков и традиционной культуры коренных народов, которые за годы унификации стали угасать. Процесс этот продолжается и сегодня, основная цель- формирование этнической идентичности и самоидентичности.  Наша школа также на протяжении многих лет занимается решением данной проблемы , но мы меняем условия : отходим от"самосохранения" к сохранению  самобытности как части регионального богатства. Сегодня актуальным является процесс интеграции, механизмом которой является сетевое взаимодействие. В настоящее время мы реализуем проект "   Школа  как ресурсный центр этнокультурного компонента образования    в условиях организации детского образовательного туризма".   Наш проект нацелен на повышение качества регионального образования школьников посредством использования  технологии образовательного туризма с квестовой формой его организации.
    Образовательная область проекта: внеурочная деятельность.
 
    Реализуемый нами проект предполагает локальное исполнение: территориально – маршруты проводятся в пределах национального поселения, по времени-  занимают несколько часов, без проживания.
avatar
Сообщения : 8
Дата регистрации : 2018-07-30
Возраст : 57
Откуда : Хабаровск
Посмотреть профильhttp://kreativ-didaktika.ru

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Вт Авг 07, 2018 6:06 pm
Анна Койгерова пишет: В настоящее время мы реализуем проект "Школа  как ресурсный центр этнокультурного компонента образования в условиях организации детского образовательного туризма".   Наш проект нацелен на повышение качества регионального образования школьников посредством использования  технологии образовательного туризма с квестовой формой его организации.
   Замечательная программа, подготовленная педагогами с. Кондон Солнечного района  готовится к публикации в Хабаровском краевом институте образования и участники августовской конференции 22-23 августа смогут с ней познакомиться. Программа внеурочной деятельности поможет начинающим авторам не боятся пробовать силы в составлении программно-методических материалах по изучению своей местности, своего района, своего края.  
  Анна Сергеевна вышла на  актуальный вопрос нашей дискуссии - вопрос о ресурсах.  Мы открываем новую тему, которая позволит нам выявить проблемы ресурсной базы и  методические находки педагогов. Предлагаем включиться в обсуждение и этого блока вопросов.
avatar
Сообщения : 2
Дата регистрации : 2018-08-07
Возраст : 44
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Вт Авг 07, 2018 8:02 pm
Здравствуйте, коллеги. Современное общество развивается сейчас таким образом, что человек постепенно становится гражданином мира. Самое главное в такой ситуации - помнить свои корни. При этом необходимо, чтобы интерес личности к своей национальной специфике не пропал.  Чтобы ответить на этот вопрос, надо определиться, каковы цели краеведения и регионального компонента, а соответственно, к какому результату придем. Важным является еще и то, что именно региональный компонент - это реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе. Именно региональный компонент поможет обеспечить единство в образовательном пространстве региона. А изучение учащимися  природных, социально - экономических и исторических условий родного края необходимо.
Сообщения : 1
Дата регистрации : 2018-08-07
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Вт Авг 07, 2018 10:47 pm
Для того, чтобы человек любил свою малую родину необходимы не только усилия семьи, но и целенаправленная работа детских садов и школ. Будет это региональный компонент, краеведение - главное, чтобы программы отличались всеохватностью направлений и возрастной досступностью для детей. В крае есть материал для изучения как исторический, так и современный: доступный не только в библиотеках. но и в живом общении и практическом познании современности.
Да, изучать родной край необходимо детям с детского сада и школы до техникумов и университетов.
Сообщения : 1
Дата регистрации : 2018-08-07
Посмотреть профиль

мужской взгляд на проблему: краеведение или региональный компонент

в Вт Авг 07, 2018 11:10 pm
Конечно, региональный компонент. Краеведение - малая часть. Это не актуально. Мы говорим о глобальных изменениях,  системных. Эту систему надо строить. Я учитель физкультуры. К сожалению, учет  особенностей нашего региона практически о всех  рабочих программах учителей физкультуры не заложен. Это проблема требует системных решений. Может, на августовской конференции будет создана рабочая группа, которая, например,  напишет рекомендации к разработке рабочих программ по физкультуре с учетом регионального компонента. Это и будет методический ресурс реализации компонента. А мы готовы к сотрудничеству.
Сообщения : 2
Дата регистрации : 2018-08-07
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Вт Авг 07, 2018 11:20 pm
Повышение интереса к школьному краеведению: осознание значение о малой родине для патриотического воспитания, познания всего многообразия природы, экономики и культуры нашей огромной страны, с ее большими региональными различиями.
avatar
Сообщения : 7
Дата регистрации : 2018-08-01
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Ср Авг 08, 2018 1:17 am
Рады видеть в рядах озадаченных региональным компонентом не просто мужчин, а еще и преподавателей предметов, традиционно стоящих вне региональной политики в сфере образования. Анатолий, Вы абсолютно правы в постановке вопроса про физкультуру. Двадцать лет назад докторская диссертация Г.И. Мызана была посвящена именно этой теме. Но, к сожалению, ушел человек и работа остановилась... Действительно, на августовке будут созданы разные проблемные группы! Включайтесь в работу!
avatar
Сообщения : 5
Дата регистрации : 2018-08-03
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Ср Авг 08, 2018 12:25 pm
О ресурсах:
Вот здесь неоценим вклад краеведческой работы. Материальные ресурсы разнообразны: и бесценные экспонаты ( и документы) музеев, принадлежащих разным ведомствам ( в том числе, школьные музеи и комнаты), и исследовательские работы школьных краеведов, и выставки декоративно-прикладного искусства и многое другое. Спасибо огромное тем, кто занимается краеведением и по крупицам собирает материал.
Ассортимент и качество ресурсной базы для реализации регионального компонента напрямую зависят от качества организации сетевого взаимодействия ( сотрудничества) с партнерами: организациями, объединениями, просто творческими лицами, обладающими ресурсным капиталом. Сегодня необходимо учиться налаживать конструктивные связи, самому быть открытым, креативным, творческим.
О людских ресурсах:
Среди нас есть уникальные люди- краеведы по призванию души. Их надо ценить, приглашать в школы, открывать для себя и других, черпать их богатство. Недавно один из таких краеведов И.Теплых подарил нашей школе на электронном носителе информацию, в которой и архивы местной газеты, и данные о наших фронтовиках ( их боевой путь), и видеоматериал о значимых событиях советского Дальнего Востока ( например, видео о приезде Л.Брежнева в Хабаровск). Смотришь эти архивы и удивляешься этим замечательным людям- краеведам...
Сообщения : 1
Дата регистрации : 2018-08-08
Возраст : 30
Откуда : Хабаровск
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Ср Авг 08, 2018 4:45 pm
Перед учителем современной школы ставится много задач, одна из них - воспитать патриотов, граждан любящих и умеющих ценить то место, где они родились. Использование регионального компонента на уроках становится очень важным для  формирования современной личности.

При подборе материала для каждого предмета необходимо учитывать особенности региона. Например, на уроках английского языка можно использовать материал из истории города и края, культуре народов, проживающих на территории края, достопримечательностях. Английский язык - это хороший инструмент для изучения мира (и своего региона в частности). Из своего опыта могу сказать, что практически в каждую тему включены задания, для выполнения которых учащимся необходимо найти какую-либо информацию о местной природе, любимых местах в месте, где мы живём. И учащиеся с интересом включаются в обсуждение тем.
Сообщения : 1
Дата регистрации : 2018-08-08
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Ср Авг 08, 2018 5:02 pm
Я учитель английского языка. Лет 10 назад очень активно велась работа по использованию регионального компонента на уроках, даже брошюры издавались с текстами  на языке, которые облегчали работу учителя. Конечно, дети должны знать о своём регионе, это очень важно не только для воспитания патриотизма, но и для развития региона. Кроме того, они же носители своей культуры и , общаясь с иностранцами (а сейчас есть много возможностей для этого), они прежде всего, должны уметь донести информацию об особенностях своего региона. Безусловно, тема интересна и важна.
avatar
Сообщения : 7
Дата регистрации : 2018-08-01
Посмотреть профиль

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

в Ср Авг 08, 2018 6:12 pm
Приветствуем присоединившихся к дискуссии преподавателей английского языка! А какие территории \ пространства вы относите к региональным? Приведите, пожалуйста, примеры тем в преподавании английского (и других иностранных языков), касающиеся "своего региона". Используете ли, даже интуитивно, "вертикаль регионов" или "регион" привязан только к одной (географической, социокультурной, политической и т.д.) величине?
Спонсируемый контент

Re: Что нужнее современной школе: краеведение или региональный компонент?

Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения